http://www.dontr.ru/Environ/WebObjects/ … dqccGPbzGw
20 лет назад даже студент мог позволить себе авиаперелет из Ростова-на-Дону в село Ремонтное или в Вешки - в пределах Ростовской области. Воздушные дороги пользовались популярностью: они существенно экономили время, и что немаловажно, давали удовольствие - посмотреть на родной край с высоты птичьего полета.
Сейчас межрайонные авиа-рейсы остались в основном только в памяти, а наяву - разграбленные аэропорты. Четверть века назад вешенские собаки в районе местного аэродрома спокойно наблюдали за снующими туда-сюда пассажирами и даже гула самолетных моторов не пугались.
Теперь на взлетно-пасадочной полосе - тишина и покой. Свой последний рейс пассажирский "ЯК-40" по маршруту "Вешки-Ростов" совершил почти 15 лет назад.
"Начались перестройка и "мы до основанья старый мир разрушим". потом, мол, потом построим все новое. До сих пор строят", - рассказывает Светлана Шолохова, дочь писателя Михаила Шолохова.
Дочь великого писателя вспоминает, что своим появлением вешенский аэропорт обязан случаю: встречали Никиту Хрущева, и самолет с генеральным секретарем на борту пришлось сажать на грунтовую полосу чуть ли ни в степи.
"Когда он сел, то понял, что никакой другой самолет кроме кукурузника там приземлится не сможет. И вот были выделены деньги на строительство аэропорта, что бы садился "ЯК-40" хотя бы", - рассказывает Светлана Шолохова.
Летали и "ЯК-40", и "АН-26", и "АН-30"... Причем, пустых мест в самолетах не оставалась никогда. Ежедневные вылеты, даже по два рейса в день иной раз были... Мало того: летали и зимой, снегоуборочная техника была и штат специалистов - до 15 человек.
"Все это вспоминается как сон... Действительно, это было очень хорошо для жителей района", - считает начальник аэропорта "Вешенский" Виктор Каргин.
Бывшие пассажиры вспоминают, что в те времена до Ростова было рукой подать. Одним днем можно было побывать в областном центре, дела все уладить и домой вернуться.
"Если до Ростова на автобусе ехать 9 часов. А на самолете ЯК-40, когда летал, 45 минут - взлёт и посадка...", - глава администрации Шолоховского района Александр Крамсков.
Единственный раз за 15 лет аэропорт Вешенский использовался по прямому назначению во время празднования 100-летия Шолохова. Здесь приземлился самолет с президентом Росии на борту.
Аэропорт "Волгодонск" на кадрах хроники мелькал часто. Он способен был принимать не только маломестные "ЯКи" и "АНы", здесь приземлялись даже "ТУ-134". Но в конце-концов волгодонский аэродром постигла та же участь, что и вешенский. Видимо, по тем же причинам, но с гораздо более удручающими последствиями. Если в Вешках диспетчеры при необходимости до сих пор могут вести самолеты по шолоховскому небу, то в Волгодонске не просто все закрыто, а заколочено.
"Он приходит с каждым днем во все более худшее состояние, он разграблен. Но если сейчас смогла бы администрация области помочь в этом вопросе, то наш аэропорт вполне сам себя окупал", - Владимир Свежинец, в 1994-2004 годах бывший заместителем генерального директора по инженерно-авиационной службе авиакомпании "Волгодонские авиалинии".
Сослагательным наклонением пронизана и речь мэра Волгодонска. "Вот если бы аэропорт вновь заработал, какие бы инвестиции в город потекли!" Сейчас, говорит, потенциальных инвесторов пугает отдаленность Волгодонска от областного центра.
"Но, прилетев в Ростов, и опять два с половиной, а то и четыре часа добираться на машине - зачем лететь полтора часа из Европы? Весь интерес теряется. А почему, говорят, к вам нельзя приземлиться?" - рассказывает волгодонский мэр Виктор Фирсов.
Действительно: недавно областная власть таким вопросом задалась, и какие-то подвижки в деле реанимации заброшенных аэропортов наметились. Вроде бы даже речь зашла о передаче Росавиацией этих объектов в областную собственность. Потом - то ли передумали, то ли сочли нецелесообразным...
"Любой объект должен использоваться. К сожалению, в этой части пассажиров нету. Если концерн "Росатом" возьмется за этот проект, я думаю, в связи с тем, что надо будет специалистов туда доставлять и постоянные обмены персонала производить, он может быть востребован", - считает министр автомобильных дорог, транспорта и связи Ростовской области Дживан Вартанян.
Казалось бы, действительно, Волгодонской АЭС этот аэропорт просто необходим: строятся второй, третий энергоблоки. Но потянут ли восстановление и содержание? По самым скромным подсчетам, для этого нужно по меньшей мере полмиллиарда рублей. Без бюджета области не обойтись, тем более, вешенскому аэропорту, где нет стратегического объекта, а есть только интерес туристов и транспортные нужды местных жителей.
"Вешенский аэропорт сегодня так и останется: он был, когда не было автомобильных дорог, когда добраться туда было невозможно", - поясняет министр.
Навсегда ли поставлен крест на провинциальных аэропортах? По крайней мере, сейчас областная власть более охотно рассказывает о планах строительства аэрокомплекса "Ростов-на-Дону - Южный". Новый ростовский аэропорт начнут строить под гордом Батайском уже в ближайшее время.
Несомненно, административный центр области от этого выиграет. Но транспортные проблемы переферии вряд ли решит. В обозримом будущем жители Волгодонска, Вешек и прилегающих к ним районов все так же будут трясьтись в машинах по дорогам на Ростов, чтобы присоединится к пассажирам такого элитного транспорта как самолет.