Информация об ОТ города Грозный заимствована с сайта http://www.grozny.moy.su
Грозненский тролейбус 1970 — 1980-е годы
Троллейбусное движение в Грозном было открыто 31 декабря 1975 года, через 43 года после запуска трамвая. В отличие от трамвая, основной задачей которого стало обслуживание промышленных объектов города (включая крупнейшее предприятие Грозного — НПЗ им. Шерипова), троллейбус был в большей степени соориентирован на обслуживание жилых микрорайонов на востоке и юго-востоке города. Запуск троллейбуса был начат с маршрута № 1, соединившего центр города (вокзал) и группу из 4 новых микрорайонов за Сунжей. На маршруте первоначально работало всего 9 машин. Затем появился маршрут № 2, проложенный от железнодорожного вокзала до площади Дружбы. В дальнейшем данный маршрут был продлен до одного из градообразующих предприятий «Энергоприбор», расположенного на значительном удалении от центра города по Старопромысловскому шоссе.В конце 1970-х годов появился 3-й маршрут — он соединил центральные районы Грозного и микрорайон «Ленгородок». Троллейбусная линия для обслуживания данного маршрута была проложена по проспекту Ленина через площадь Минутка. Ранее трамвайные пути на участке просп. Ленина из центра до площади Минутка были сняты. Последним расширением троллейбусной сети стал маршрут № 4, соединивший «Ленгородок» и Микрорайоны. Для этого была построена линия от просп. Ленина до просп. Кирова. Формирование сети в было завершено к 1984 году.
В конце 1970-х годов появился 3-й маршрут — он соединил центральные районы Грозного и микрорайон «Ленгородок». Троллейбусная линия для обслуживания данного маршрута была проложена по проспекту Ленина через площадь Минутка. Ранее трамвайные пути на участке просп. Ленина из центра до площади Минутка были сняты. Последним расширением троллейбусной сети стал маршрут № 4, соединивший «Ленгородок» и Микрорайоны. Для этого была построена линия от просп. Ленина до просп. Кирова. Формирование сети в было завершено к 1984 году.
В конце 1980-х годов в Грозном возобновилось активное строительство сети городского электротранспорта. В частности, была построена трамвайная линия из Андреевской Долины в Черноречье. А в 1990—1991 гг. было начато строительство троллейбусной линии в северную часть города — в аэропорт и по ул. Ипподромная. В 1991 году финансирование данного проекта было прервано, несмотря на то, что линия была практически достроена. После 1991 года, когда из Грозного фактически перестали выполняться регулярные авиарейсы, запуск троллейбуса в аэропорт потерял смысл. По свидетельствам жителей Грозного, еще одна троллейбусная линия строилась по Старопромысловскому шоссе после завода "Электроприбор". Одним из возможных вариантов ее окончания был Старый поселок. В 1990 году здесь уже были установлены опоры контактной сети с кронштейнами.
В целом можно отметить высокую популярность троллейбуса среди грозненцев. Наполняемость троллейбусов всегда была очень высокой, а для жителей ряда ключевых в Грозном микрорайонов он являлся основным видом транспорта.
1990 — 2000-е годы
Трудности в работе троллейбуса возникли сразу же после 1991 года. В условиях, когда работникам депо стали задерживать выплату заработной платы, недостатка средств на ремонт подвижного состава, воровства поддерживать работу троллейбуса в прежнем виде стало проблематичным. Троллейбусы 4-го маршрута были сняты с линий из-за недостатка подвижного состава, а работа остальных стала нерегулярной. Тем не менее, троллейбус продолжал работать в Грозном вплоть до самого начала боевых действий в 1994 году.Бои в городе нанесли существенный урон троллейбусной сети Грозного. Была повреждена контактная сеть, некоторые машины использовались для возведения баррикад. Тем не менее, значительная часть подвижного состава, а также троллейбусное депо смогли пережить первую чеченскую войну. Осенью 1996 года Грозный посетили специалисты Вологодской троллейбусной компании, восстановившие часть оборудования и некоторые троллейбусные линии. Возобновление троллейбусного движения было намечено на весну 1997 года. Однако когда в Грозный вернулись вологодские специалисты, оборудование в городе было разграблено и уничтожено до такой степени, что запуск троллейбуса стал невозможным. Оставшиеся машины были переправлены в город Волжский, где было начато строительство троллейбусной сети.
В ходе второй чеченской войны остатки троллейбусного хозяйства Грозного были фактически полностью уничтожены. Если судить по космическим фотоснимкам, то на территории депо, возможно, осталось лишь несколько троллейбусных остовов, а само депо используется автотранспортными предприятиями.
В 2002 году в Чеченской республике создано Министерство транспорта, начавшее готовить «проектно-сметную документацию» для строительства троллейбусной сети (фактически заново). Подготовкой проекта в 2004 году занимался московский институт «Проекткоммундортранс». Первоначально запуск троллейбуса был запланирован на 2003 год. Однако впоследствии он откладывался на каждый последующий год. Последней датой, о которой сообщалось Министерством экономики Чечни, стал уже 2010 год. Причём если первоначально также говорилось о восстановлении трамвайного движения, то в 2004 году трамвай был признан слишком дорогим и нецелесообразным для Грозного. Стоимость проекта по восстановлению троллейбусного движения оценивается в 0.9-1.6 млрд.руб.
Троллейбусное хозяйство
Максимальная протяженность троллейбусных линий в городе в 1990 году составляла около 60 км [8]. Грозный обслуживало одно троллейбусное депо, расположенное в 1-м Микрорайоне на ул. Тухачевского. Первоначально на этой ул. находилось также и оборотное кольцо 1-го маршрута троллейбуса, однако в дальнейшем линия была продлена, и троллейбусы 1-го, а также 4-го маршрутов стали разворачиваться с северной стороны депо. В 1990—1991 годах в Грозном начали строить также второе троллейбусное депо — на Старопромысловском шоссе или, точнее говоря, на ул. Заветы Ильича (район Иванова). Таким образом, на северо-западе Грозного формировалась весьма протяженная троллейбусная линия (от пл. Дружбы до, вероятно, Старого поселка) с отдельным троллейбусным депо.
На Старопрысловском шоссе в районе Ташкалы и в районе Иванова были также два служебных кольца, на которых разворачивались троллейбусы в случае возникновения проблем на последующих отрезках троллейбусной линии до з-да «Энергоприбор» — организация сети была продуманной. На одном из служебных колец — в районе Ташкала — к 1990 году стал разворачиваться троллейбус 2А — фактически укороченная 2-ка. Еще одно разворотное кольцо для троллейбусов 3-го и 4-го маршрутов было на площади Минутка.
Троллейбусный парк Грозного насчитывал 58 троллейбусов модели ЗиУ-9 (2400-й и 2500-й серии).
Маршруты
На 1990 год список маршрутов был следующим:
1. Вокзал — 1-й Микрорайон
2. Вокзал — з-д «Электроприбор»
2А. Вокзал — Ташкала
3. Вокзал — Ленгородок
4. Ленгородок — 1-й Микрорайон
Министерство транспорта и связи Чечни в 2005 году заявляло о будущей маршрутной сети следующим образом[10]:
Первый маршрут свяжет железнодорожный вокзал со Старопромысловским районом. Второй будет проложен к железнодорожному вокзалу. Третий маршрут пройдет в восстанавливающийся аэропорт, четвертый по центру города.
Мало кто помнит или знает, что давным-давно, в 50-60е годы, по городу «бегали» деревянные вагоны трамвая. Окна вагонов в жаркие дни можно было поднять по пазам и закрепить щеколдой, а вдоль вагона на высоте поднятой руки тянулся поручень, с которого на кожаных ремешках свисали рукоятки, за которые мы держались. Снаружи вагонов, над лобовым стеклом, под крышей, горели два разноцветных фонаря. Каждый цвет обозначал конечный пункт, что было особенно удобно ночью и вечером (темнело-то у нас, как в любом южном городе, рано – летом в 20.30 вечера уже была ночь). Помню, красный и зелёный фонари были на маршруте 3, синий и белый – трамвай от консервного завода до вокзала №2 и т.д. Издалека уже было видно маршрут трамвая. (С.М.Федосеев)
В 60-е до вокзала трамвай ходил по ещё не очень широкому пр. Орджоникидзе. Однопутный, с разьездом в районе 3й школы. И вагоновожатые передавали друг другу жезл на право проезда по участку от диспетчерской, что была на углу базара,
до разъезда. (Сергей Ванин)
А потом это был маршрут 6-ки - "Вокзал - Микрорайон".
И в микрорайоне, когда мы туда переехали в 1970м, было кольцо на перекрестке бульвара Дудаева (где мы жили) и ул. Тухачевского. Потом движение сделали "сквозным" - в одном направлении №6, а в другом... не помню. А маршрут до вокзала изменили году в 73-74, когда пустили троллейбус по пр. Орджоникидзе. Я помню, как-то мы с подружкой после занятий в студии поздно вечером долго-долго ждали с вокзала трамвай №6 у остановки у базара, при этом еще удивляясь, что на остановке кроме нас никого нет... а потом в какой-то момент увидели, что метрах в 20-ти рельсы уже разобрали... долго смеялись
Слева от трамвая виден дом с "образцовой" парикмахерской на углу ул. Мира и Августовской, а в торце дома справа (как раз за трамваем) был вход
в рыболовно-охотничий магазин. (Анна Поправко)
Трамвай №2 на углу ул. Мира и Розы Люксембург (напротив базара)
Фото июнь 1988 г. Грозненский трамвай - кажется, шестерка. Это я собирался ехать в институт, единицы, как всегда, долго не было, пришлось "пилить" через Консервный завод. Написал "кажется, шестерка" потому, что со временем начал путать, куда (в какую сторону какой) ходили эти трамваи. (Олег Хоменко)
Фото июль 1988 г. Котенок на трамвайной остановке в 1 микрорайоне, там, где раньше трамвайное кольцо было. Мне понравилось, как он на лавке расположился. (Олег Хоменко)
В таком случае улица, параллельная скамейке - бульвар Султана Дудаева (это другой Дудаев, герой Гражданской войны), в доме №9 мы жили, а в глубь фотографии идет ул. Тухачевского. Дом напротив остановки за тополями - наверно, Тухачевского, 1. Через дорогу от него, влево (за пределами фото) - универмаг "Юбилейный" и книжный магазин. (Анна Поправко)
В этом вагоне старого грозненского трамвая маршрута №5 Шмаков Руслан и Федосеев Станислав 10 июня 1962 года едут "на гору", в Октябрьский район, а далее пешком на дачу.
(С.М.Федосеев)
Детская железная дорога в Грозном В начале 1980-х годов руководство Северо-Кавказской железной дороги приняло решение о создании своей третьей ДЖД помимо уже существовавших к тому моменту в Ростове-на-Дону и Орджоникидзе (Владикавказе). Началась проектная проработка. Основным вариантом стала прокладка восьмикилометровой линии из Старопромысловского района города, мимо городского стадиона к Парку имени Кирова. Практически весь маршрут проходил параллельно существующей ширококолейной ветке на «Нефтянку». У «Нефтянки» же планировалось построить главную станцию ДЖД с локомотивным депо.
Начальником детской дороги должен был стать пенсионер – бывший мастер локомотивного депо Грозный – Александр Дронов.
В 1981 году благодаря усилиям тогдашнего начальника Ростовской ДЖД С.Т. Кононова для всех трёх ДЖД Северо-Кавказской магистрали удалось добыть по паровозу серии Гр. В распоряжение Грозненской ДЖД был передан Гр-269. Он был доставлен в локомотивное депо Грозный (ТЧ-24). Туда же планировалось передать и один тепловоз ТУ2 с Ростовской ДЖД.
К сожалению, очень скоро интерес к детской железной дороге в Грозном угас, и проект не был реализован до конца. Паровоз ещё десять лет простоял на территории локомотивного депо, а в 1991 году был передан в Переславский железнодорожный музей.